Главная - Зимаков Е.В.Четверг, 28.03.2024, 15:39

Учитель русского языка и литературы Конусова Светлана Владимировна

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Функции знаков препинания

Методические разработки для подготовки учащихся к экзамену

по русскому языку в 9 классе  в формате ЕГЭ (ГИА - 9) 

 

Знак препинания

 

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания  о роли знаков препинания (возможны как

тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

·                    Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.

·                    Передают логику предложения, связь между частями предложения.

·                    Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

·                    Передают на письме оттенки смысла.

·                    Могут быть средством выражения состояния пишущего.

·                    Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.

·                    Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

·                    Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

·                    Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

·                    Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

 

Точка

·                    Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

·                     Указывает на завершённость высказывания.

·                    Указывает на законченность мысли.

Вопросительный

знак в конце предложения

 

·                    Указывает  не только на членение речи, но  и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

·                    Указывает на ожидание ответа.

 

Восклицательный  знак в конце предложения

 

·                     Показывает, насколько сильно  автора волнует  содержание  его собственного высказывания.

·                     Указывает на эмоциональная напряжённость

Двоеточие

 

·                    Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)

 

·                    Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

·                    Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

·                    Указывает на следование событий друг за другом.

·                    Указывает на временной  интервал.

·                    В обозначении чередования  : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

·                    Указывает на варианты названия.

·                    Значение противоположности (Я  мрачен - ты весел).

·                     Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

·                    Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки

·                    Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

·                    Обозначают границы прямой речи или цитаты.

·                    Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

·                    Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.

·                    Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

·                    Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Многоточие

·                    Передаёт недосказанность, недоговорённость.

·                    Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность  мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

·                    Указывает на неполноту информации.

·                    Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz