Статистика |
---|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Функции знаков препинанияМетодические разработки для подготовки учащихся к экзамену
по русскому языку в 9 классе в
формате ЕГЭ (ГИА - 9)
Знак
препинания
|
Смыслоразличительная
функция знака препинания
|
Общие замечания
о роли знаков препинания (возможны
как
тезис
вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на
лингвистическую тему)
|
·
Знаки препинания функционально значимы: они
имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
·
Передают логику предложения, связь между
частями предложения.
·
Вносят дополнительную информацию, которую
нельзя выражать словами.
·
Передают на письме оттенки смысла.
·
Могут быть средством выражения состояния
пишущего.
·
Основное назначение пунктуации - передавать
логику предложения, связь между его
частями.
·
Знаки препинания отмечают начало или конец
синтаксической единицы.
·
Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют
поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и
«чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые
выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
|
Запятая
|
·
Указывает на следование объектов и событий
друг за другом.
·
Информирует о наличии в предложении структурно
равноправных элементов.
|
Точка
|
·
Указывает на законченность предложения с точки
зрения пишущего.
·
Указывает на завершённость высказывания.
·
Указывает на законченность мысли.
|
Вопросительный
знак в конце предложения
|
·
Указывает
не только на членение речи, но
и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели
высказывания, требует ответа.
·
Указывает на ожидание ответа.
|
Восклицательный
знак в конце предложения
|
·
Показывает, насколько сильно автора волнует содержание
его собственного высказывания.
·
Указывает на эмоциональная напряжённость
|
Двоеточие
|
·
Ставят, когда хотят оказать, что далее следует
пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в
бессоюзном сложном предложении, перед
прямой речью)
·
Указывает на разъяснение предыдущей части
высказывания.
|
Тире
|
·
Хотят указать, что в предложении есть пропуск
каких-либо слов.
·
Указывает на следование событий друг за
другом.
·
Указывает на временной интервал.
·
В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился
автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
·
Указывает на варианты названия.
·
Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).
·
Указывает на значение следования - одно
событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
·
Указывают, что событие происходит т
закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со
всеми).
|
Кавычки
|
·
Хотят указать, что заключенное в них сообщение
принадлежит не автору.
·
Обозначают границы прямой речи или цитаты.
·
Заключают в кавычки сообщение, от которого
пишущий хочет «откреститься».
|
Скобки
|
·
Ставят, когда хотят указать, что сообщение
несёт не основную, а дополнительную информацию.
·
Указывают на вспомогательный характер
информации.
|
Точка с запятой
|
·
Указывает на то, что именно здесь граница
основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления
читателя.
|
Многоточие
|
·
Передаёт недосказанность, недоговорённость.
·
Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт
прерванность мысли, вызванную общим
эмоциональным напряжением.
·
Указывает на неполноту информации.
·
Может передавать многозначительность
сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
|
|
Календарь |
---|
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|