Главная - Зимаков Е.В.Среда, 24.04.2024, 00:33

Учитель русского языка и литературы Конусова Светлана Владимировна

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Написание сочинения-рассуждения

Обучение школьников написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Под критерием понимается «признак, на основании которого производится оценка».

Критериальный подход ориентируется на уровень усвоения каждого элемента содержания образования, заданный стандартом. При критериальном подходе определяется обязательный для каждого выпускника минимальный, но достаточный уровень усвоения всех основных элементов содержания курса.

Сочинение как текст. Компоненты сочинения

Содержание сочинения: раскрытие темы, проблемы, идеи.

Построение сочинения: наличие композиции частей текста (вступление, основная часть, заключение); наличие членения текста на абзац в соответствии с логикой развития главной мысли.

Оформление письменной речи: соответствие письменной речи нормам русского литературного языка, использование выразительных средств русской речи.

Что оцениваем на основе критерия С1К1?

Умение понимать

- тему высказывания: пунктуация как система знаков препинания в русском языке;

- проблему (тема сочинения формулируется как вопрос): роль знаков препинания, правил орфографии в речевой практике носителя языка;

- цель высказывания: назвать или описать основные функции (назначение) знаков препинания (правил орфографии) в речевой практике носителя языка как чрезвычайно важные функции.

Знания об орфографии и пунктуации, представления об их роли в жизни носителя языка

Пунктуация и орфография являются средством оформления письменной речи.

Знаки препинания указывают на ее смысловое членение и способствуют как выражению автором, так и пониманию читателем синтаксической и смысловой структуры письменного текста.

Орфография указывает на единообразие написаний в соответствии с установленными нормами и обеспечивает адекватное выражение смысла и точное понимание письменной речи носителями языка, независимо о их индивидуальных, диалектных и др. различий.

Умение раскрывать содержание высказывания о языке в соответствии с его темой, проблемой и целью.

Называть (или описывать) основные функции (роль) правил орфографии или знаков препинания и характеризовать их как чрезвычайно важные для носителя языка.

Основные функции знаков препинания

- смысловая (роль знаков препинания в понимании письменного текста);

- грамматическая (роль знаков препинания в синтаксическом строении текста);

- интонационная (роль знаков препинания в выражении на письме темпа, ритмики, мелодики речи).

Как «исполняют» знаки препинания свои функции, как «играют» свою роль?

Разделяют или отделяют в тексте одну синтаксическую структуру от другой: абзацы, предложения, части сложного предложения, однородные члены предложения в соответствии с пунктуационными нормами;

выделяют две границы синтаксической структуры: границы обособленных членов предложения (определений, обстоятельств и тд.), обособленных синтаксических структур, грамматически не связанных с членами предложения (вводных конструкций, обращений), придаточную часть сложноподчиненного предложения, находящуюся в интерпозиции и пр. в соответствии с пунктуационными нормами.

Что оцениваем на основе критерия С1К2?

Умение находить (в тексте, в практике собственной познавательной деятельности) аргументы, соответствующие высказанным суждениям, то есть подтверждающие сформулированное суждение о роли языкового явления в жизни носителя языка.

Умение правильно вводить примеры-аргументы в собственный текст высказывания: сохранять смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения при цитировании.

Вывод: умение раскрывать тему высказывания аргументировано, что обеспечивает достижение основной цели сочинения-рассуждения.

Что оцениваем на основе критерия С1К3?

Умение строить самостоятельное высказывание в логике основных элементов композиции: вступление – основная часть – заключение.

Умение разделять основную часть текста на абзацы в соответствии с движением основной мысли высказывания: при переходе от данного к новому, то есть от уже высказанной мысли к следующему этапу (новому аспекту) изложения содержания текста.

Умение соединять части текста по смыслу и грамматически.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков текста).

Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу.

Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Типичные ошибки в абзацном членении

1.  Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2.  Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник выделяет части сочинения: вступление, основную часть и заключение – и не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3.  необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

Что оцениваем на основе критерия С1К4?

Поскольку экзаменуемые пишут сочинение-рассуждение, то критерий оценивает соответствие работы композиции текста этого типа речи – рассуждения.

Работы могут быть построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

Пример ученической работы

Зачем нужны эти запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Нет!

Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Один из самых важных знаков препинания – запятая. Без запятой в письменной речи обойтись невозможно. Они помогают нам выделять вводные слова, обороты, междометия, обращения. Вот, например, в предложении один. В нем говорится, что «домой Динка не просто шла, а буквально бежала, таща за собой Леньку». Или в предложении четырнадцать. Без запятых мы просто бы не поняли, о чем идет речь в предложении, мы бы не поняли его смысл и суть.

Я полностью согласна с мнением Антона, ведь в разговорной речи мы можем передать свои мысли и интонации, а в письменной речи нам помогают запятые и другие знаки препинания.

С1К1 – 2б. Названы 2 функции: «Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи».

С1К2 – 1б. 2 примера из текста, но 1 пример соответствует названной функции, а другой – нет: «(14) Широка, глубока Волга, плывет по ней белый пароход «Надежда», на пароходе служит лихой матрос Леонид Славянов». Предложение не может быть принято в качестве примера-аргумента.

С1К3 – 2б. Сочинение характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения.

С1К4 – 1б. Сочинение написано по типу рассуждения.

Другие материалы для написания сочинения на лингвистическую тему

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz