Методические разработки для подготовки учащихся к экзамену
по русскому языку в 9 классе в
формате ЕГЭ (ГИА - 9)
Знак препинания |
Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
· Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. · Передают логику предложения, связь между частями предложения. · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. · Передают на письме оттенки смысла. · Могут быть средством выражения состояния пишущего. · Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. · Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. · Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. |
Запятая |
· Указывает на следование объектов и событий друг за другом. · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. |
Точка |
· Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. · Указывает на завершённость высказывания. · Указывает на законченность мысли. |
Вопросительный знак в конце предложения |
· Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. · Указывает на ожидание ответа. |
Восклицательный знак в конце предложения |
· Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. · Указывает на эмоциональная напряжённость |
Двоеточие |
· Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. |
Тире |
· Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. · Указывает на следование событий друг за другом. · Указывает на временной интервал. · В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. · Указывает на варианты названия. · Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). · Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся). · Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми). |
Кавычки |
· Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. · Обозначают границы прямой речи или цитаты. · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься». |
Скобки |
· Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. · Указывают на вспомогательный характер информации. |
Точка с запятой |
· Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя. |
Многоточие |
· Передаёт недосказанность, недоговорённость. · Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. · Указывает на неполноту информации. · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. |